Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

 

 

 

Абрамова Наталия Александровна

 

Абрамова Наталия Александровна

 

 

 

 

Абрамова Наталия Александровна - воспитатель детского сада № 107,

высшее образование, первая квалификационная категория

Методическая тема по самообразованию

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». 

Цель: создать условия для развития познавательной активности младших дошкольников через экспериментирование.

Задачи:

-изучить методическую литературу по проблеме развития познвательной активности дошкольников через экспериментирование;

-проанализировать результаты диагностики уровня познавательной активности;

-усовершенствовать перспективное планирование экспериментальной деятельности, предметно- развивающую среду группы;

-провести итоговую диагностику на определение результативности развития познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.

Как известно, для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые  предметы, стремяться узнать не только их названия, но и черты , сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Акуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано с разными видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при проведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно поставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Для организации исследовательской деятельности я создала условия:

-Разработала программу «Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников», выстроила образовательную деятельность с постепенным  возрастанием самостоятельности  совместного поиска;

-Составила план проведения опытов и экспериментов;

-Подобрала дидактический материал: карточки-схемы, модели, дидактические игры, инструкции, картотеки.

-Организовала  развивающую предметно-пространственную среду в группе.

Результативность деятельности по развитию познавательной активности у детей представлена  в виде достижения по критериям, предложенным автором Л.А. Маненцова.  Диагностика проводилась 2 раза в год, в октябре, мае.

Для родителей

Учимся жить без конфликтов.

Учимся, играя!

Эксперименты в домашних условиях.

 

 

                                                                                                  Для педагогов

Картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Картотека опытов с водой

Картотека пальчиковых игр

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по  ознакомлению с окружающим в средней группе «Волшебный город Правил Дорожного Движения»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы

Конспект комплексного открытого занятия для детей 3-4 лет и родителей "Весенний цветок"

Конспект занятия по лепке с детьми 3-4 лет "Наряжаем елочку"

Подвижные игры с экологической направленностью

Развлечение с детьми 3-4 лет "Здравствуй осень"

 

                  

 

                    
                    
                    
                    
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"