Творчество и инициативность, реализация и самовыражение являются важными качествами личности, при современных требованиях государственного стандарта. Путь реализации я выбрала через лепку из глины.
Глина - доступный и понятный детям материал. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Различные техники лепки богаты и разнообразны.
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Чем раньше заняться развитием творческих способностей детей, тем ранее будут проявляться творческие личности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в обществе.
Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому из невзрачного куска глины создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес детей разного возраста к лепке. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М.Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытыми от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны».
Моя методическая разработка призвана облегчить воспитателям путь внедрения навыков лепки из глины для творческой самореализации детей.
Актуальность данной программы состоит в том, что с появлением современных материалов (мягкий пластилин), все реже воспитателями используется природный, экологичный материал – глина. Возможности глины недооцениваются педагогическими работниками, более того зачастую воспитатели считают, что работая с глиной дети сильно пачкаются, приходится после образовательной деятельности убирать рабочие места, к тому же хранить глину и готовить ее для работы хлопотно. Воспитателям легче и быстрей взять готовый материал - мягкий пластилин. Он не пачкается, и цветовая гамма разнообразна. Воспитатели упускают из виду то, что лепка из глины, как вид изобразительной деятельности оказывает неоценимое и невосполнимое другими видами деятельности воздействие на ребенка. Работая над данной темой, я столкнулась с тем, что мало литературы, где освящены вопросы работы детьми с глиной. Кроме перечисленного ранее актуальным в данной разработке я считаю, является то, что в отличии от пластилина, вылепленные, высушенные и раскрашенные игрушки можно использовать в игровой деятельности. Ребята смогут сами изготавливать атрибуты для сюжетных и других игр. Ведь известно, что если результаты творческой, продуктивной деятельности связаны с дальнейшим применением в игре, то и образовательная деятельность становится более интересной, результативной, качественной.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих способностей, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая разработка призвана помочь воспитателям побудить интерес детей к творческой деятельности, которая в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит адаптацию к школе.
Цель работы: Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам лепки из глины.
Задачи
Образовательные:
- формировать навыки работы с глиной;
- научить применять способы лепки из глины;
- формировать умения составлять простые композиции.
Развивающие:
- развивать особенности оценки выполненной работы;
- развивать творческие способности и задатки;
- развивать умение наблюдать, выделять главное;
- развивать чувство формы и цвета,
- развивать мелкую моторику рук,
- обогащать словарный запас;
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус;
-трудолюбие;
-любознательность;
- воспитывать самостоятельность;
- повышать коммуникативную культуру детей;
- способствовать выработке умения работать в группе и индивидуально;
- воспитание у ребёнка уверенности в своих силах;
- воспитывать наблюдательность и усидчивость.
Приступая к работе я изучила теоретический материал о специфике художественного творчества. В теоретической части я раскрыла вопросы понятия творчества, особенностей развития художественного творчества детей дошкольного возраста, условия и критерии оценки детского творчества, значение лепки из глины для детей старшего дошкольного возраста. В Практической части я диагностировала уровень творческих способностей на начало и конец учебного года. Описала особенности организации работы с детьми. Подвела анализ результатов образовательной деятельности. Результаты диагностики предложены в приложении.
Проанализировав результаты образовательной деятельности, можно сделать вывод, что овладение приемами лепки помогло детям смелее реализовывать свои творческие замыслы, самостоятельно придумывать образы своих поделок. Все дети стали испытывать интерес к творческой деятельности. Большой процент детей стали испытывать радость в процессе выполнения работы.
Работа в данной образовательной деятельности и перспективное планирование выстроено таким образом, что приемы лепки предлагаются постепенно от простого к сложному. Овладев одним приемом, дети переходят к освоению другого, что дало возможность детям самостоятельно применять полученные навыки на практике. Например овладев приемом лепки «жгут» и вылепив данным приемом тарелочку, дети проявили инициативу и предложили данным приемом вылепить и вазочку, а украсить ее уже освоенным приемом «примазывание».
Включенные в образовательный процесс задания «Лепка по представлению» позволили детям самостоятельно применить освоенные приемы. Вырос процент детей, способных построить композиционные сценки с учетом пропорций. Иногда дети обращались за советом к воспитателю, принимали самостоятельное решение, и умело использовали средства выразительности.
У некоторых детей стал прослеживаться индивидуальный «почерк», своеобразие манеры исполнения, самостоятельные поиски наилучшего решения творческого задания. Дети активизировались не только при анализе своих работ, но и при выражении своего отношения к данной работе, что позволило значительно повысить устойчивый интерес к творческому процессу лепки из глины.
Проведенная по данной теме работа выявила следующее: на начальном этапе работы дети проявляли интерес к содержанию занятий, материалу, но у детей прослеживался достаточно низкий уровень выполнения работы, поскольку дети не умеют пользоваться техническими возможностями глины. В работах мало проявлялись творчество и самостоятельность.
Систематическая, целенаправленная образовательная деятельность в данной области и создание условий для творческой реализации позволили приобрести навыки работы с глиной и дали возможность проявиться детскому творчеству, выдумке и инициативе. Дети успешно освоили приемы работы с глиной, новые технологические возможности пластичного материала. Улучшились показатели увлеченности процессом работы. Дети стали более усидчивы, внимательны, трудолюбивы, инициативны, самостоятельны. Чаще реализовывалось оригинальности замысла, проявления творчества и воображения.
Таким образом, выдвинутая цель и поставленные задачи по развитию творческих способностей старших дошкольников путем получения навыков работы из глины осуществлены.
Практическая значимость данной разработки заключается в возможности ее использования педагогами дошкольных учреждений . |