Верясова Ольга Геннадьевна

 

 

 

 

 

Верясова Ольга Геннадьевна

   Верясова Ольга Геннадьевна - воспитатель детского сада № 107,

высшее образование, квалификационная категория - соответствие занимаемой должности

Методическая тема по самообразованию

«Осуществление индивидуального подхода к детям 5-го года жизни в процессе выполнения трудовых поручений»

     Трудовое  воспитание  подрастающего  поколения  является  одной из важнейших  задач  нашего  общества.  Истоки трудового  воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Осуществление этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследования отечественных ученых в 30-80-е годы  ХХ  века. Трудами таких педагогов и психологов, как Т.А.Макарова, В.Г.Нечаева, В.И.Логинова, Г.Н.Година, Р.С.Буре, Я.З.Неверович, Д.В.Сергеева и других.

     К сожалению, сегодня, в 21 веке, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Созданные в прошедшие годы пособия стали  библиографической редкостью, и можно предположить,  что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет. А современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам не достаточно внимания.

     В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается на необходимость учета индивидуальных особенностей детей:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

     Труд детей становится эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда ребенка, о методике трудового воспитания.

     В работе с детьми  дошкольного возраста  имеют особое воспитательное значение  трудовые поручения.     Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем- либо из своих сверстников.

Противоречие  мы видим в том, что:

1.   Ранее созданные работы по проблеме трудового воспитания дошкольников представлены преимущественно в рамках дисциплинарного подхода,     при котором ребенок оставался лишь объектом деятельности педагога: дети включались в труд, но не редко он оставался «нейтральным» процессом в деле воспитания.                   

2. ФГОС – требует осуществления индивидуального подхода в условиях детского сада, однако, из-за большой наполняемости групп воспитателям это сделать сложно.

3.  Исследователями доказано, что трудовые поручения являются важнейшей формой организации детского труда, однако у воспитателей встречаются затруднения в организации трудовых поручений.

Проблема:   как осуществить индивидуальный подход к детям 5-го года жизни в процессе привлечения их к выполнению трудовых поручений?

Необходимо определить педагогические методы и приемы осуществления индивидуального подхода к детям к детям 5-го года жизни в процессе привлечения их к выполнению трудовых поручений.   

 Были сформулированы следующие     Задачи:

1. Рассмотреть педагогические основы трудового воспитания дошкольников. Изучить методику использования трудовых поручений.

2.    Осуществить ретроспективный анализ проблемы осуществления индивидуального подхода к детям в дошкольной педагогике.

3.    Определить и апробировать методы и приемы осуществления индивидуального подхода к детям 5-го года жизни в процессе выполнения  трудовых  поручений.

4.    Проверить результативность проделанной работы.

Осуществление индивидуального подхода к детям 5-го года жизни в процессе выполнения ими трудовых поручений,  возможно, будет результативным если:  

        - усовершенствовать развивающую предметно-пространственную среду;

       - отобрать и апробировать методы и приемы осуществления индивидуального подхода в процессе привлечения детей к выполнению трудовых поручений.

Мной  были использованы

Методы: разъяснение, ознакомление с правилами выполнения трудовых поручений, соревнование,  контроль за выполнением трудовых поручений педагогические требования, совместное выполнение порученного дела, положительный пример взрослых и детей, поощрение, игровые ситуации, оценка, обсуждение результата и  др.

Приемы: игровые сюрпризные моменты, объяснения, указания, создание ситуаций успеха,  показ, совет и др.  

    Теоретической базой нашего исследования являлись работы отечественных педагогов:   Р.С.Буре, В.Г.Нечаевой   «Воспитание в труде», Т.А.Марковой «Воспитание трудолюбия у дошкольников», Г.Н.Годиной, Я.И.Ковальчук «Индивидуальный подход в воспитании ребенка», З.Н.Борисовой, Д.В.Сергеевой. 

Новизна и практическая значимость состоит в том, что разработан и апробирован на современном этапе перспективный план, осуществления индивидуального подхода к детям 5-го года жизни в процессе выполнения трудовых поручений.                                            

Методы исследования:

1)     Методика Г.А.Урунтаевой  « Изучение отношения к трудовым поручениям».

2)     Беседа, опрос.

3)     Метод педагогических характеристик.

 

 В ходе анализа  психолого – педагогической литературы были получены следующие выводы:

     Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно с учетом своеобразия,  определенных условий, средств и при использовании различных форм организации труда. Которыми являются:

- поручения

- дежурства

- общий совместный коллективный труд.      

  Поручение является 1-й  формой организации трудовой деятельности.  Изучению данной формы были посвящены исследования В.Г.Нечаевой, А.Д.Шатовой. 

Поручения могут быть:

      - индивидуальными, подгрупповыми, общими;

по продолжительности:

      - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми;

Поручения должны быть доступными и понятными по мотиву и способу выполнения. Для того чтобы, поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу.

     Таким образом, рассмотрев педагогические основы, трудовая деятельность детей отличается от труда взрослых, надо руководствоваться задачами, учитывать условия, использовать средства.  Изучив проблему осуществления индивидуального подхода к детям 5-го года жизни в процессе выполнения трудовых поручений, мы выяснили, что она является весьма актуальной и важной. Для  решения данной проблемы, необходимо выяснить индивидуальные особенности и опираться на них при выполнении детьми трудовых поручений.  Это мы и постарались учесть при проведении опытно-практической работы.

 3 этапа.  1.  Первоначальная диагностика: 2. Опытно-практич. Раб. 3. Итоговая диагностика

Цель 1 этапа – проанализировать   отношение детей 5-го года жизни к трудовым поручения, оценить качество их выполнения.

В качестве диагностических методов мной использовались следующие:

1.       Методика  Г.А.Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение отношения к трудовым поручениям».

2.     Беседу с детьми по выявлению  у них знаний о трудовых действиях в разных видах труда, предназначенную  для среднего возраста.

3.    Опрос воспитателей с целью выявления отношения детей к выполнению трудовых поручений,  сформированности у детей  трудовых  действий.

4.   Беседа с родителями о трудовом воспитании ребенка в семье.

 5.   Метод педагогических характеристик.

 

    Результаты начального   обследования детей по методике Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной  «Изучение отношения дошкольников к трудовым поручениям» показали, что у    50% детей группы есть трудовые навыки, но отсутствует интерес трудиться; 10%  детей трудятся с желанием  только в том случае, если им предлагают интересную, любимую ими работу; у 10% детей не складываются взаимоотношения в коллективе сверстников в процессе труда.

Многие дети не умеют подбирать все необходимое для работы, рационально расположить материал, не умеют распределять обязанности, их трудовые действия не последовательны, они не используют рациональные способы работы самостоятельно, отсутствует точность, координированность движений.

В результате проведенного исследования мы выделили отдельных детей для осуществления индивидуального подхода, у которых были выявлены какие – либо проблемы в области трудового воспитания.  Мы определили следующие положения, на основе которых строилось наше исследование:

1.Создать у детей эмоционально-положительное отношение к труду.

2. Ведущая деятельность у детей игра.

3.Успех, неудача и оценка взрослого, контроль

4. Поручения всегда должны содержать конкретную цель и  воспитательную задачу.

5. Осуществить индивидуальный подход к детям с целью трудового воспитания Я.И.Ковальчук советует в процессе выполнения детьми трудовых поручений,  

Учитывая некоторые особенности поручений  (количество действий, способ их выполнения, время достижения результата), мы сгруппировали их в четыре группы.

К первой группе  мы отнесли поручения, связанные с выполнением одного способа действия: (подать, принести,)

Вторую группу составили поручения, которые содержат несколько трудовых операций. К ним относятся следующие: (протереть и полить комнатные растения и др.)

В третью группу вошли поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: ( посеять, посадить, постирать)

Четвертую группу составили поручения, при выполнении которых нет видимого результата: ( спросить повара, что на завтрак.)

Трудовые поручения занимают важное место в трудовом воспитании дошкольников, поскольку именно они в большей мере доступны для детей  5-го года жизни и с их помощью можно сформировать  положительное отношение к труду, и другие важные нравственные качества: взаимопомощь, ответственность, самостоятельность и др.

Итак, проведенная с детьми работа привела к следующим результатам:

     Результаты обследования детей по методике Ю.А.Афонькиной и Г.А.Урунтаевой показали, что дети нашей группы стали лучше относиться к трудовым процессам, многие из них стали проявлять инициативу при выполнении трудовых поручений, у них появились социально-значимые мотивы (35%), большинство детей (65%) выполняют требования педагога в соответствии с установленными правилами.

     После проведенной нами работы мы убедились в том, что наиболее результативными  педагогическими методами и приемами осуществления индивидуального  подхода к детям среднего возраста являются следующие:

      - выявление индивидуальных особенностей детей, их интересов;

      - знакомство и усвоение детьми правил выполнения трудовых процессов;

      - наблюдение и контроль  за детьми в процессе труда; 

      - введение системы педагогических требований;

      - включение детей в разнообразные педагогические ситуации, связанные с              трудовой деятельностью;

      - использование поощрений, дидактических игр и игровых приемов, а также   системы организованных занятий по трудовому воспитанию с  включением  художественного слова, произведений детской литературы о труде;

       Цель  и задачи нашего исследования  выполнены, процесс трудового воспитания детей 5-го года жизни будет более эффективным, если определить их индивидуальные особенности в процессе организации и руководства трудом  использовать разнообразные педагогические методы и приемы индивидуального подхода.

      Перспективы дальнейшей работы по данной  проблеме мы видим в        совершенствовании форм работы с родителями     по трудовому воспитанию,  в развитии у детей мотивов, при  выполнении  инициативы и социальных мотивов при выполнении трудовых поручений.

Методическая тема самообразования

 

 

 Для родителей и педагогов

 
 - Методы и приёмы для успешной реализации формирования финансовой грамотности детей
 - Азбука безопасности  
 - Загадки о спорте  
- Аппликация. "Открытка к празднику 9 Мая"  

Конструирование. "Создание объемных фигур с  использованием шариков пластилина и зубочисток"

 
- Лепка. "Паучок"  
- Рисование. "Памятники героям"  
- Ознакомление с окружающим. Птицы  
- Ознакомление с окружающим. Человек и природа  
 

Для детей

 
- Развивающая игра "Плетение ковриков"  
- Игра "Найди отличия"  
Дата последнего обновления страницы 28.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»