единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Клубное объединение может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты.
Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клубного сообщества, организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, создаёт условия для развертывания многообразных социокультурных практик воспитанников.
Клубное объединение, как форма социокультурных практик способствует формированию ключевых образовательных компетенций:
· ценностно-смысловые компетенции.
· общекультурные компетенции.
· учебно-познавательные компетенции.
· информационные компетенции.
· коммуникативные компетенции.
· социально-трудовые компетенции
· компетенции личностного самосовершенствования
В социокультурных практиках человек постигает и преобразует окружающий его мир, а сам этот мир «открывается человеку» в его деятельности.
Цель создания и организации деятельности клубного объединения: способствование успешной социализации личности ребенка через организацию социально культурного взаимодействия.
Задачи:
1. Приобрести опыт участия в добровольческих мероприятиях взрослыми и старшими дошкольниками.
2. Повысить компетентность педагогов в организации взаимодействия с социальным окружением детского сада для достижения целевых ориентиров ФГОС.
3. Повысить воспитательную функция семьи в процессе участия в клубной деятельности.
Предполагаемые участники клубного объединения:
· Дети старшего дошкольного возраста
· Родители (законные представители)
· Педагоги
· Социальные партнёры
Результатами деятельности клубного сообщества можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения, а также способствование успешной социализации личности ребенка через организацию социально культурного взаимодействия.
Признаки клубного объединения
Первый признак - добровольность вхождения в объединение. Клубное объединение характеризуется общедоступностью его для любого члена дошкольного коллектива, родителей, социума. Общедоступность для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности, основанные на свободе выбора занятий.
Важнейший признак клубного объединения – относительная стабильность его состава. При ее отсутствии невозможно создание коллектива. В то же время заметим, что стабильность состава клубного объединения относительна. Стабильность состава способствует организационному оформлению объединения: определению его структуры, установлению внутренних и внешних связей, распределению социальных ролей участников и т.п.
В коллективе клубного объединения дошкольник, выполняя определенную роль, принимает на себя обязательства, вступает с другими его членами в отношения взаимной зависимости и ответственности. Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своей принадлежности к коллективу.
Еще один признак клубного объединения - диалектическое единство личной значимости целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности. В клубное объединение приходят для удовлетворения своих интересов и потребностей, однако претворить в жизнь индивидуальные планы можно, только участвуя в реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности.
В связи с такой особенностью клубного объединения у его членов объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении формального объединения по интересам в коллектив, что, безусловно, будет способствовать более быстрому его развитию.
Признаком клубного объединения, характеризующим его в качестве воспитательного феномена, является организация его деятельности как коллективной, то есть такой, в которой «цель деятельности осознается как единая, требующая объединения всего коллектива; организация деятельности предполагает известное разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива».
Наблюдения подтверждают, что действительно коллектив клубного объединения, как правило, складывается быстро и с энтузиазмом. Этому способствуют, по крайней мере, еще два обстоятельства. Во-первых, разделение обязанностей и деятельности в клубе обычно осуществляется на основе добровольности выбора участка работы и партнеров по совместной деятельности. Во-вторых, в клубные объединения нередко обращаются не поодиночке, а со своими друзьями, хорошо сложившейся контактной группой, с близкими интересами, и в сложной разнообразной деятельности коллектива они сразу определяют свое место. Все это ведет к более быстрой гуманизации и демократизации их отношений в объединении.
Функции клубного объединения
Функции клубных объединений – не простое удовлетворение имеющихся запросов, а развитие и формирование более совершенных, более высоких ценных потребностей.
Социальные функции клуба можно рассматривать как направления воспитательного воздействия:
- познавательная функция (дает возможность получения знаний, приобретаемых в результате инициативы самого человека). Создание условий для самодеятельности, самореализации и творчества каждого участника и группы любителей в целом;
- коммуникативная функция (организация общения людей по интересам);
- преобразовательная функция (познавательная деятельность тесно связана с творческой, занятия в клубе могут побуждать к деятельности, преобразованию окружающей среды. Клуб должен учить творчеству, всесторонне гармоничное развитие личности в процессе любительских занятий);
- ценностно-ориентационная функция – в результате деятельности клуба его участники вырабатывают значимую для них характеристику различных явлений. Общая цель расчленяется на ряд задач и направлений деятельности клубных объединений. Каждое из направлений способствует развитию различных качеств личности;
- рекреационно-оздоровительная – обеспечение отдыха в процессе деятельности по интересу, создание высокого оптимистического настроения личности и группы любителей путем реализации потребностей в положительных эмоциях, радости и развлечениях.