|
Апарнева Людмила Александровна - воспитатель детского сада № 107,
высшее образование, первая квалификационная категория
Методическая тема по самообразованию
«Формирование универсальных учебных действий (УУД) через организацию развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста».
С детьми старшего дошкольного возраста провела углублённую работу по теме: «Формирование универсальных учебных действий (УУД) через организацию развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста». Обучение дошкольников, основанное на использовании развивающих игр - путь ведущий к ускорению познания.Главная особенность развивающих игр-объединение основного принципа обучения-от простого к сложному-с очень важным принципом творческой деятельности-самостоятельно и по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего детства, во-вторых, задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей, в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно, в-четвёртых, развивающие игры могут быть разнообразны по своему содержанию, а кроме того, игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. |
Благодаря этим пунктам развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей предметов, умение находить ошибки и недостатки. Таким образом, учебная деятельность должна «вырастать» из игровой.
Я организую развивающие игры, как часть занятия и в свободное время. Для развития сообразительности использую игры, где надо дать быстрый ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Бывает-не бывает» и др.). Для развития критичности ума привлекаю детей к анализу детских работ и ответов на вопросы. Для развития пытливости ума, я организую элементарную исследовательскую деятельность, предлагаю решать логические задачи и задачи-головоломки. Для развития всех видов мышления использую игры, удовлетворяющие потребность ребёнка в моторной активности ( «Найди сходства и отличия», «Что изменилось», «Продолжи ряд», «Четвёртый лишний» и т.п. Систематические графические диктанты развивают пространственные ориентировку и тонкую моторику. Задания и упражнения «Чего (кого) не стало?», «Что из чего сделано?», «Объедини в пары» и т.п., помогают не только в развитии памяти и внимания, но и хорошо влияют на развитие логического мышления и речи. В игре формируются коммуникативные способности ребёнка-умение общаться со сверстниками и взрослыми, находить общий язык, договариваться, убеждать, отстаивать свою точку зрения («Опиши предмет», «Загадай предмет», «Вопрос-ответ», «Составь задание». В таких играх у ребенка развивается умение работать в команде, помогать своим товарищам, которые испытывают затруднения в ответе на вопрос.
Одним из эффективных методов формирования предпосылок личностных УУД ребёнка является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности воспитанников, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.
В работе с детьми я использую игры с правилами, которые непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребёнок учится сознательно подчиняться правилам, которые не являются для него принудительными. Поэтому я стараюсь организовать игру таким образом, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя полноценным участником совместной деятельности, имел возможность проявлять инициативу и самостоятельность в достижении цели.
Игра-это естественная для ребёнка форма обучения. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе. К концу дошкольного детства у детей должны быть сформированы предпосылки универсальных учебных действий. Таким образом, систематическое и последовательное применение мной развивающих игр, сделало процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение детьми знаний - более качественным и прочным. Всё это способствует развитию предпосылок их успешной учебной деятельности.
|