Цель: создать условия для развития познавательной активности младших дошкольников через экспериментирование.
Задачи:
-изучить методическую литературу по проблеме развития познвательной активности дошкольников через экспериментирование;
-проанализировать результаты диагностики уровня познавательной активности;
-усовершенствовать перспективное планирование экспериментальной деятельности, предметно- развивающую среду группы;
-провести итоговую диагностику на определение результативности развития познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.
Как известно, для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремяться узнать не только их названия, но и черты , сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Акуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано с разными видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при проведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно поставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Для организации исследовательской деятельности я создала условия:
-Разработала программу «Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников», выстроила образовательную деятельность с постепенным возрастанием самостоятельности совместного поиска;
-Составила план проведения опытов и экспериментов;
-Подобрала дидактический материал: карточки-схемы, модели, дидактические игры, инструкции, картотеки.
-Организовала развивающую предметно-пространственную среду в группе.
Результативность деятельности по развитию познавательной активности у детей представлена в виде достижения по критериям, предложенным автором Л.А. Маненцова. Диагностика проводилась 2 раза в год, в октябре, мае. |