Клочкова Ксения Ивановна
|
Методическая тема:
«Дидактическая игра как средство познавательного развития детей
младшего дошкольного возраста»
В развитии ребёнка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре.
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению к школе, а в будущем и к общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. Поэтому при организации обучения и воспитания воспитатели используют такие способы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности ребёнка.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, в то же время игра – основной вид деятельности. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели - одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
|
Методическая тема «Дидактическая игра как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» |
Образовательный проект для детей 3-4 лет "Веселая радуга" - "Красный день", "Оранжевый день", "Желтый день", "Зеленый день",
"Сине-голубой день", "Фиолетовый день"
Дидактический ресурс: "Разноцветная радуга", "Оранжевый цвет", "Желтый цвет", "Зеленый цвет", "Синий цвет", "Фиолетовый цвет"
Фотоотчет к экологическому проекту для детей 3-4 лет "Забота о пернатых"
Занятие по развитию речи для детей группы раннего возраста 2-3 лет "Лесная полянка"
Занятие по художественно-эстетическому развитию для детей группы раннего возраста 2-3 лет "Воздушные шарики"
Занятие по художественно-эстетическому развитию для детей группы раннего возраста 2-3 лет "Разноцветные рыбки"
Видео занятие по художественно-эстетическому развитию для детей группы раннего возраста 2-3 лет. Лепка. "Разноцветные рыбки"
Дидактическая игра по сенсорному развитию для детей группы раннего возраста 2-3 лет. "Озорные рыбки"
Видео занятие для детей группы раннего возраста 2-3 лет "Праздничный салют"
Визитная карточка социокультурной практики "Волонтерская деятельность"
Технологические карты социальных акций "Добрая зима птицам", "За безопасность дорожного движения - Все вместе!"
Технологическая карта занятия по технологии "Модерация и Активные методы обучения" с детьми 6-7 лет
Исследовательская работа воспитанника "Вторая жизнь бумажного листа"
Исследовательская работа воспитанника в рамках проекта "Этот День Победы!" - "Мой прадедушка"
Участие в разработке и оформлении странички Событийного Календаря Рыбинск на пути к 950-летию "Общественная жизнь города" с 15 по 19 марта "Семейное волонтерство" - Мастер-класс "От семечка до саженца" |
"Развитие образной речи как средство формирования коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
«Образное изложение делает предмет речи видимым»
Марк Туллий Цицерон
Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их применять в жизненных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями (умел правильно общаться с другими детьми и с взрослыми, т. е. складывается определённая культура общения). Существуют определённые трудности в процессе организации образовательной деятельности по развитию речи, как со стороны детей, так и со стороны педагогов.Детям сложно связно и последовательно излагать свои мысли.
Связные высказывания в основном короткие, которые состоят из отдельных фрагментов, иногда даже логически не связанных между собой, с трудом происходит составление рассказов по заданной теме. И происходит это не от того, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. В повседневном общении мотивы речевой активности определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе непосредственной образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения: ребенку предлагается ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать, вследствие чего ребенок не может выразить свои мысли чётко. И перед педагогом встаёт ряд проблем. В ходе занятий не удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Часто дети отвечают односложно (вопрос - ответ). Современное образование ставит передо мной задачу - совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса. Встаёт необходимость так организовать речевую деятельность, чтобы каждый раз была такая языковая практика, речевая активность, в которой будет участвовать вся группа, чтобы детям было интересно. Качество и продуктивность занятия значительно повышается при использовании приёмов повышения мотивации речевой деятельности: игровые приёмы и упражнения, соревновательные элементы.
Я постаралась включить следующие технологии обучения детей связной речи в образовательный процесс: технология обучения детей составлению сравнений, метафор, загадок; использовала некоторые элементы Триз-технологии; игровые задания и упражнения по обучению детей составлению рифмованных текстов; обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
В процессе образовательной деятельности по развитию речи дети стали приводить более подробные словесные описания предметов, явлений, картин. Благодаря целенаправленной работе по составлению загадок, сравнений, рассказов по картине дети стали не только более внимательными, наблюдательными, но и общительными. Изменилось отношение к рассматриванию картин: с помощью языковых средств дети стараются более подробно рассказать о событиях, изображённых на них, ребята стали чувствовать себя более уверенно при подборе слов, которые характеризуют настроения героев, стараются подбирать наиболее точные слова для выражения своих мыслей. Дети стали с интересом выслушивать рассказы других ребят, в случае затруднений помогать им. Дети открыли для себя, что в процессе совместного составления загадок можно глубже, подробнее увидеть изучаемый объект.
Таким образом, использование в образовательном процессе технологий для развития речи позволяет не только успешно формировать навыки монологической речи, но и способствует развитию творческого воображения, образной речи, коммуникативных способностей, что в целом благоприятно влияет развитие предпосылок к учебной деятельности.
Процесс формирования образной речи детей будет намного успешнее, если проводя работу по развитию речи детей в дошкольном учреждении дополнить её специальной работой по развитию словаря, грамматического строя, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной речи; использовать при этом богатые возможности литературы и фольклора; больший акцент делать на развитие творчества детей; обеспечить активную речевую практику с помощью упражнений, игр, создания специальных коммуникативных ситуаций.
При обучении старших дошкольников составлению рассказов по картине для большей заинтересованности детей и мотивации речевой активности включила в работу следующие игровые приемы :
u «Определение состава картины». Цель данного приёма – обучение мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенных объектов на картине. Мы берём воображаемый «бинокль» (делаем при помощи наших ладоней) или небольшую рамочку и начинаем внимательно рассматривать картину, находим по возможности все изображенные на ней объекты. Это способствует раскрепощению детей, они увлекаются этим процессом поиска предметов и объектов, поэтому по окончании этого перечисления необходимо подвести итог – быстро перечислить объекты, но начиная с самого главного. Здесь действует принцип « что вижу, то и говорю». Можно использовать моделирование (берём лист бумаги и с помощью моделей выкладываем то, что есть на картине). Следует отметить, что темп работы должен быть достаточно быстрым.
u «Установление взаимосвязей между объектами на картине». Цель этого приема – упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Дети могут превратится в волшебника «Объединяйку», «Соединяйку». Предлагаю выбрать 2 любых объекта на картине и обосновать, какая связь между ними. Далее выделяем более существенные связи, которые приводят к осмыслению содержания картины.
u «Вхождение в картину». Цель – составлять рассказы описания на основе восприятия картины через органы чувств.
Мы выбираем орган чувств, который нам поможет путешествовать по картине ( какие звуки мы можем услышать, какие запахи можем почувствовать…) Дети выполняют речевую зарисовку своих ощущений.
u "Преобразование объектов во времени». Цель – учить мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени.
Мы стараемся представить прошлое и будущее объекта (например, что будет с ним завтра, через год, через 5 лет; что будет происходить с ним в разные времена года).
u «Описание местонахождения объектов на картине». Цель – учить детей пространственной ориентировке на картине, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
u «Составление рассказа от лица разных объектов». Цель – упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять рассказ от первого лица; обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений ( Например: «Я домик. Стою здесь летом и зимой, наблюдаю, как дети играют…) «Смысловая характеристика картины». Цель – развивать мыслительные действия детей,, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине, упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее её смысл.
u «Составление рассказов – фантазий. Цель – учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приёмов фантазирования, учить составлять рассказы фантастического содержания.
Предлагаю детям представить, что все предметы на картине стали разговаривать между собой («Представьте себе…», «А что если….», «Что произойдет…», «Как вы думаете, если….») |
|
|
|
Публикация для родителей младшей группы "Мой ребенок идет а детский сад" |
|
Отчет "Организация летне-оздоровительной работы" |
|
Презентация проекта "Улица на которой я живу" |
|
Выступление по теме "Работа со сказкой с детьми старшего дошкольного возраста" на спецкурсе по поликультурному образованию в детском саду для педагогов города. | |