Методическая иема самообразования
"Развитие художественного творчества дошкольников
в процессе использования разнообразных материалов
на занятиях аппликацией"
Актуальность данной темы несомненна, так как основной целью дошкольного образования на современном этапе является содействие развитию творческой личности дошкольника. Аппликация, как вид изобразительной деятельности, может решать задачи творческого развития ребёнка. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребёнка, его психических и эстетических возможностей, создаёт предпосылки для сенсорного развития дошкольника. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений, у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии, и на этой основе формируется художественный вкус, происходит развитие точных движений руки, мелкой моторики пальцев, координации движений, расширяется кругозор.
Проанализировав программу "Детство" по разделу "Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки", куда входит и аппликация, я пришла к выводу, что предложенные авторами занятия по художественной деятельности не побуждают детей к экспериментированию с материалом, а это в свою очередь не способствует развитию у детей творчества и воображения . Учитывая большой интерес детей группы к данному виду детского творчества, я организовала кружок "Мастерская самоделкина". Работа в кружке проводится один раз в неделю, в вечернее время с подгруппой желающих детей, чтобы не нарушать максимальный объём учебной нагрузки. Для занятии дети объединяются по принципу общности и направленности интересов, взаимной симпатии, желания освоить новую технику выполнения. Был составлен перспективный план работы на год с детьми старшей и подготовительной групп, с учётом усложнений в технике и развитии творчества. Для организации работы кружка вместе с детьми был собран разнообразный материал: природный материал, яичная скорлупа, различные виды круп, песок, вата, газеты, пряжа, различные виды бумаги (салфетки, фольга, фантики) и другое. Работу на год мы разбили по сериям. Каждая серия - это работа с определённым материалом. Например "Бабочка" (использование яичной скорлупы), "Гномики" (использование ваты), "Сказочный лес" (использование цветного песка), "Весенние цветы" (использование карандашной стружки) и др..Серия включала в себя три взаимосвязанных этапа (познавательно-мотивационный, закрепляющий, творческо-поисковый). Данная работа привлекла внимание и родителей. Кроме постоянной выставки работ, мы предлагаем родителям информацию о прошедших сериях занятии и особенностях материала, с которым работали дети. Родители помогают в сборе нетрадиционных материалов, включаются в работы детей дома, а это способствует комплексному подходу к организации работы по формированию творческих способностей дошкольников. Систематичное, целенаправленное обучение аппликацией и использованием разнообразного материала на специально организованных занятиях кружка позволило развить у детей интерес к данному виду изобразительной деятельности, дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, использовать разные техники аппликации. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения. Дети обрели уверенность в себе. Используя свои аппликационные композиции дети принимали активное участие в создании эстетически благоприятной среды: украшали группу, музыкальный зал для проведения праздников.
Я считаю, что именно работа с нетрадиционным материалом позволяет развивать умение творчески мыслить и принимать нестандартные решения, что способствует развитию у детей предпосылок к успешной учебной деятельности. |