Храпкова Галина Геннадьевна

 

 

 

 

 

Храпкова Галина Геннадьевна

 

 

 

Персональная страничка педагога      

  

Тема педагогического опыта

 «Театр – как средство развития речевых способностей детей» 

    

     Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка раннего возраста. У ребенка этого возраста речь необходимо развивать как средство общения, необходимо создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Следует также обогащать пассивный и активный словарь ребенка. 

     Углубленная тема моей работы: «Театр – как средство развития речевых способностей детей». Детей первой младшей  группы привлекает все необычное, невиданное и неслыханное ими ранее: большие яркие игрушки и их детали, музыкальные инструменты, непривычные для детского слуха звуки различного происхождения (шум дождя, ветра). Используя стремление ребенка изведать неизведанное, воспитатель не только дает ему ориентир в окружающих предметах и звуках, помогает понять их название, но и вводит в мир художественных образов, используя игру. Игра, по А.Н. Леонтьеву, удовлетворяет основные потребности детей в общении, познании, самовыражении и практической деятельности. Игра-драматизация с этой точки зрения не исключение.

     Дети знакомятся с куклой Машей, которая умеет танцевать и петь, с медвежонком Мишей, который играет на гармошке, с ежиком Топом, который знает стихи.  В ответ на выступление игрушек-актеров воспитатель предлагает детям спеть, станцевать, рассказать знакомые стихи. В таком концертном диалоговом общении проявляются первые ростки активности детей, формируется эмоциональная отзывчивость на ролевое поведение. 

     Наделение неодушевленных предметов чертами живого существа способствует развитию воображения, проявлению эмоциональной отзывчивости, заботы. Небольшие сценки-диалоги, показанные взрослыми при помощи настольного или кукольного театра, развивают образные представления детей. В поле зрения ребенка 2 лет должно находиться не более одного – двух предметов, поэтому куклы, участвующие в спектакле, должны взаимодействовать непродолжительное время, предпочтительнее же общение с одним персонажем. Короткие, выразительные инсценировки формируют эмоции маленьких воспитанников, а диалоговая форма общения персонажа и ребенка способствует их речевому развитию. Включение пения, танца героя обогащает образный строй инсценировки-забавы, но при этом необходимо вплетать их в канву сюжета последовательно. Воспитателю, осуществляющему руководство детской игрой-драматизацией, надо помнить следующее:

  • Необходимо осуществлять взаимодействие с детьми, интонацией выражая определенные настроения и чувства, как свои, так и персонажа

  • Следует побуждать малышей к высказыванию своих чувств, впечатлений при восприятии драматизации или при исполнении роли («Видишь киску? Киске больно?», «Лена у нас зайка. Зайке холодно?», «Вот котята. Котята, вам смешно?»)

  • В совместной игре нужно брать на себя инициативу, он одновременно поощрять самостоятельные действия детей, активизировать их ролевое поведение («Я волк-волчок, шерстяной бочок, а ты кто?»).

Таким образом, развитие речи и театральная деятельность тесно связаны между собой.

 

   План работы с детьми 1 младшей группы  по развитию речи средствами театральной деятельности

   Консультация для педагогов: "Развитие речевых способностей у детей раннего возраста"

   Беседа с родителями: "Как говорит Ваш ребенок?"

   Устное народное творчество в режиме дня ребенка в детском саду и дома

   Опыт работы в проектной деятельности. Презентация реализованного проекта  "Книга - как много в   этом слове"  

   Картотека "Пальчиковая гимнастика"  
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»