Методическая тема
«Развитие исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования».
Атуальность
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявление самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования.
Мной была поставлена цель: развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.
В реализации данной цели поставила следующие задачи:
1. Расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность.
2. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
3. Развивать у детей познавательные способности.
4. Обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
5. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
7. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Ожидаемый результат:
1.Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
2.Сформировать уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок.
3.Обогатить РППС в группе
4.Пополнить научно-методическую базу ДОУ по данному направлению.
С целью внедрения проекта опытно-экспериментальной деятельности в образовательный процесс я провела предварительную работу- создала и оборудовала уголок экспериментальной деятельности, подобрала дидактический и игровой материал и художественную литературу, оформила картотеку опытов, изучила методическую литературу.
Свою работу я строила по двум взаимосвязанным направлениям: - живая природа; - неживая природа.
Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я составила перспективное планирование по возрастным группам. Во младшей группе, опираясь на предшествующий, пусть маленький, но опыт детей, проводила работу по темам: «Форма, Цвет, Величина», «Времена года», «Вода», «Снег», «Продукты», «Свет и тепло», «Песок». Например, при изучении темы «Форма, Цвет, Величина» в ходе дидактических игр: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Составь пару» «Подбери по цвету» дети познакомились с различными предметами, овощами и фруктами, и их вкусовыми качествами, научились различать фрукты и овощи по запаху и на вкус. При изучении темы «Вода» я помогла детям сделать вывод о том, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: прозрачная, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной, теплой и горячей, в воде растворяются соль и сахар.А также дети увидели такие свойства воды, когда она льется, когда капает. Чтобы дети лучше усвоили материал этой темы, я провела беседу «Как человек использует воду». В ходе проведения опытов со снегом: «Как снежинки превращаются в капельки», «Как снег становится водой» и «Морозные узоры» по теме «Снег» дети усвоили то, что снег тает, когда тепло, а именно на ладошке или в помещении. Также дети усвоили, что из липкого снега можно слепить снежки и делать постройки, а из рыхлого – нет. Все эти знания детей закреплялись практически, дети лепили снеговиков и из настоящего снега и из пластилина.
Также дети познакомились с влиянием солнечного света и тепла на отдельные объекты окружающего мира (лук, ткань, семена). Например, я предлагала детям поэкспериментировать с луком. В ходе неоднократных наблюдений за ростом лука дети пришли к выводу, что лук лучше растет и имеет ярко зеленый цвет в светлом месте. Дети заметили также, что в темном месте перья лука короткие и имеют бледный цвет. А в холодном месте лук рос, но очень медленно. При изучении темы «Песок» дети познакомились с составом и его свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта «Сыпем, сыпем, посыпаем» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым.
В среднем дошкольном возрасте, продолжая работу по обучению детей элементарному экспериментированию, мы изучали темы: «Чудесные зёрнышки», «Воздух», «Вода», «Ветер», «Песок и Глина». Через элементарные опыты у детей формировались представления о физических свойствах жидких и твёрдых тел. Ребята не только учились определять физические свойства тел, но и самостоятельно делать простейшие умозаключения. Так, работая над темой: «Чудесные зёрнышки» через игры – опыты: «Где живут зёрнышки?», «Как зёрнышки превращаются в муку?», «Как получить тесто?», ребята поэтапно выяснили, что зёрнышки живут в колоске; как зёрнышки могут превратиться в муку; как из муки можно замесить тесто; что можно приготовить из теста. Научились определять физические свойства муки: белая, без запаха, может сыпаться. Работая по теме «Воздух», я знакомила детей с его свойствами и ролью в жизни человека. Маленькие исследователи в играх: «Мы ищем воздух», «Ворчливый шарик», «Веселая полоска» открывали для себя элементарную закономерность - мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха - это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков. Ребята учились делать элементарные умозаключения. Например, при решении проблемы «Можно ли услышать воздух?» мнения детей разделились: одни говорили, что воздух можно услышать, но не могли объяснить, как; другие говорили, что воздух услышать нельзя. Тогда я предложила провести опыт «Воздух поёт и свистит», в ходе, которого они пришли к одному мнению, что воздух действительно поёт и свистит. Дети брали бутылочки, приставляли к нижней губе и дули сбоку на горлышко – возникал звук. Объяснила, что ещё можно услышать воздух с помощью свистков и свистулек. Так дети ещё раз убедились, что воздух поёт и свистит. Планируя работу с детьми по теме «Вода», я ориентировалась на уже имеющиеся знания детей. Я убедилась в том, что игры - эксперименты с водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. На занятиях: «Какой бывает вода?», «Лёд - это твёрдая вода» дети учились самостоятельно различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой - в виде льда и в виде подвижного летучего пара; а также, что может произойти с водой, когда становится холодно - она замерзает и превращается в лёд. А при проведении опыта «Лед легче воды» ребята убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает – тает. О газообразном состоянии воды дети узнали из опыта «Пар - это тоже вода», когда поместив зеркальце над паром, они увидели, что на нем выступили капельки воды. Продолжая обучать детей познавать окружающий мир, я проводила различные организованные наблюдения за природой на прогулках, которые, без сомнения, обогащают практический опыт детей и побуждают их к практической исследовательской деятельности. Например, наблюдая за сосновой шишкой, найденной на земле, я предложила детям подумать, чем отличаются шишки, висящие на сосне и лежащие на земле? И ответить на вопрос: «Почему они разные?», Ребята предлагали свои варианты ответов: «Белка раскрыла», «Упала, ударилась о землю и раскрылась», «Ветерок сорвал». Тогда я предложила им узнать «Секрет сосновой шишки», где дети смогли наблюдать за тем, как под воздействием воды изменяется ее форма - чешуйки раскрылись. Также они увидели, что шишки не тонут, плавают на поверхности. А через некоторое время, дети увидели, что шишки изменили форму и опустились на дно. На мой вопрос: «Как вы думаете, почему шишки изменили форму и опустились на дно»? Дети ответили: «Промочились водой». В результате данного опыта я помогла детям осознать, что вода изменяет форму предметов. Чтобы ознакомить родителей с экспериментированием в домашних условиях, я провела подгрупповую консультацию и оформила информационные папки-передвижки на темы: «Познание – в действие, или как провести эксперимент с малышом», «Занимательные эксперименты для пап и любознательных дошколят». Подготовила для родителей буклет: «Школа маленького исследователя» и это дало положительные результаты, так как дети с удовольствием рассказывали о том, какие опыты они проводили с родителями, например, с кляксой, или красками; определяли плавучесть предметов; с собственным отражением и др. Продолжая работу с детьми старшей и подготовительной группы группы, мы изучили темы: «Почва», «Камни», «Воздух», «Вода», «Вулканы», «Растения», «Природные явления». Хочется отметить, что сложность опытов в этом возрасте возрастает. У детей сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Например, при проведении опытов «Из чего состоит почва», «В почве есть воздух» - дети поняли, что почва - это верхний слой земной поверхности - «живая земля», что в этой земле протекает жизнь обитателей почвы. А так же самостоятельно пришли к выводу о необходимости охраны почвы. Работая над темой «Камни» ребята знакомились с разнообразием камней в природе, с их отличительными признаками (они бывают разного размера, имеют разную структуру, различаются по цвету). Показывая детям презентацию, и в ходе опытов с камнями ребятам стало понятно, почему они разные, как человек использует камни. Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что специально организованное исследование свойств и качеств жидких и твёрдых тел - это грандиозное открытие для детей и неиссякаемый источник новой информации.
Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: мини – проектом, тематической выставкой, оформлением папки или праздником.
В группе оборудовала уголок экспериментирования с помощью родителей, который постоянно обновляется новыми материалами. Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления. Дети моей группы любят работать больше всего с магнитами.
В условиях детского сада, я с детьми проводила только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов у них формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При экспериментировании включала постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Я разработала конспекты, позволяющие осуществлять деятельный подход к экспериментальной деятельности детей. Подобрала методики для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования, составила перспективный план работы, диагностику. Сделала для детей дневники опытно - экспериментальной деятельности. В этих дневниках мы фиксируем результаты экспериментов.
С целью распространения педагогического опыта я делюсь конспектами занятий с коллегами, а также просматриваю работы коллег по экспериментированию на страницах интернет пространства. В детском саду мы вместе с детьми показывали открытые занятия по экспериментированию.
Неотъемлемой частью методической работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в работу, которую проводят их дети. Для этого я провожу беседы с родителями по теме «Детское экспериментирование», а также вовлекаю родителей в совместную деятельность и участие в проектах, проводимых нами в течении года. Родители посещают познавательно игровую деятельность, подготавливают материалы для опытов и экспериментов. Помогают создавать мини-выставки. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаю небольшие буклеты и памятки
Что интересно ребёнку, то интересно мне, а мои дети проявляют неподдельный интерес к различного рода экспериментированию. Главное вовремя обратить внимание, казалось бы, на простые вопросы ребёнка, которые таят в себе много интересного. Наши маленькие исследователи интересуются буквально всем, им всё интересно, поэтому на основе детских вопросов возникло ещё много тем для экспериментальной и проектной деятельности.
Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.
Результаты диагностики уровня сформированности, деятельности экспериментирования как с отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка. |