Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — одно из основных направлений педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Большие возможности в воспитании, развитии, образовании заложены в играх, прежде всего дидактических.
Дидактические игры – это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.)
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
- предметные;
- настольно-печатные;
- словесные
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Цель: Формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней.
Задачи:
1. воспитывать у детей любви к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2. сообщать дошкольникам элементарные знания о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Ожидаемый результат:
1. Формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию.
2. Накапливание нравственно – ценностный опыт отношения к миру, развитие чуткости и душевной отзывчивости ребенка.
3. Обогащение представлений и активизация наблюдательности, мышления. Внимания, развития памяти, сообразительности и воображения.
|